ПОЛЕЗНОЕ К ЕГЭ

ПРИМЕР ЕГЭ по литературе на 100 БАЛЛОВ (версия 2023 года)

Часть 1

— Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, — вам это самим известно, — что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды — вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать — какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?
— Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я…
— Да, кто вы?
— Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь.
Анна Сергеевна сделала нетерпеливое движение.
— Зачем вы это говорите? Вы этому сами не верите. Аркадий мог бы мне отвечать так, а не вы.
— Да чем же Аркадий…
— Перестаньте! Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью, и не сами ли вы всегда утверждаете, что для вас медицина не существует. Вы — с вашим самолюбием — уездный лекарь! Вы мне отвечаете так, чтобы отделаться от меня, потому что вы не имеете никакого доверия ко мне. А знаете ли, Евгений Васильевич, что я умела бы понять вас: я сама была бедна и самолюбива, как вы; я прошла, может быть, через такие же испытания, как и вы.
— Все это прекрасно, Анна Сергеевна, но вы меня извините… я вообще не привык высказываться, и между вами и мною такое расстояние…
— Какое расстояние? Вы опять мне скажете, что я аристократка? Полноте, Евгений Васильич; я вам, кажется, доказала..
— Да и кроме того, — перебил Базаров, — что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.
— Вы называете дружескую беседу болтовней… Или, может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете.
— Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете.
— Нет, я ничего не знаю… но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит…
— Происходит! — повторил Базаров, — точно я государство какое или общество! Во всяком случае, это вовсе не любопытно; и притом разве человек всегда может громко сказать все, что в нем «происходит»?
— А я не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.
— Вы можете? — спросил Базаров.
— Могу, — отвечала Анна Сергеевна после небольшого колебания.
Базаров наклонил голову.
— Вы счастливее меня.
Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него.
— Как хотите, — продолжала она, — а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?
— А вы заметили во мне сдержанность… как вы еще выразились… напряженность?
— Да.
Базаров встал и подошел к окну.
— И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?
— Да, — повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.
— И вы не рассердитесь?
— Нет.
— Нет? — Базаров стоял к ней спиною. — Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились.
Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… Одинцовой стало и страшно и жалко его.
— Евгений Васильич, — проговорила она, и невольная нежность зазвенела в ее голосе.
Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор — и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.
Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней…
— Вы меня не поняли, — прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула… Базаров закусил губы и вышел.
                                                                                                                     И.С. Тургенев «Отцы и дети»

1 К какому роду литературы принадлежит роман «Отцы и дети»?

2 Речь героев – обмен репликами. Как называется такой тип высказывания?

3 Установите соответствие:

А) Анна Сергеевна              1) Выходит замуж за состоятельного человека

Б) Фенечка                            2) Умирает от болезни

В) Катя Одинцова               3) Выходит замуж за Аркадия

                                                  4) Выходит замуж за Николая Петровича

А Б В
     

4 Вставьте пропущенные термины: В _____ «Отцы и дети» показано противостояние представителей старшего и молодого поколений. Этот конфликт носит непримиримый характер, так как  _________ остаются при своем мнении относительно дальнейших путей развития России.

1. эпос 
2. диалог  
3. 143 
4. роман герои

5. Что изменило в Базарове вспыхнувшее в нем чувство к Одинцовой?

Главный герой романа И.С. Тургенева — носитель философии нигилизма. Ему чужды такие жизненные ценности, как искусство («Рафаэль гроша медного не стоит») и любовь (называет ее болезнью), он «не принимает их на веру». Евгению трудно осознать, что он неравнодушен к Анне Сергеевне, о чем говорит надрывный тон его реплик («точно государство какое или общество!»). Муки, которые испытывает Базаров, подчеркивает и прием умолчания, который Тургенев использует в речевой характеристике героя: «А вы заметили во мне сдержанность…как вы еще выразились …напряженность?». Вспыхнувшее в Евгение чувство означает крушение тех принципов, которыми он жил до этого, ошибочность философии нигилизма. Оксюморон «ужас первого признания» подчеркивает страх героя перед произошедшими в его душе изменениями, появившимся желанием любить и быть любимым, разочарование в теории. Поэтому в финале данного фрагмента Евгений предстает не холодным и черствым, а пылким и страстным юношей.
На мой взгляд, посредством образа Базарова автор воплощает одну из важнейших идей, отраженных в романе – любая теория имеет право на существование, если она не противоречит законам жизни.

Итого: 2 (2) 2 (2) 2 (2) = 6 (6)

6. В каких произведениях русских писателей звучит любовная тема и как она перекликается с данной тематикой в «Отцах и детях»?

Любовная тема звучит во многих произведениях русской литературы.
Например, в романе в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкин на примере образа Татьяны Лариной показывает способность человека искренне и предано любить. Отдаваясь чувствам к герою, Татьяна не сдерживаясь, признается Онегину в письме:
“Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…”.
Так же и Евгений Базаров искренне, горячо открывается Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Оба героя не могут сдерживать свои порывы, которые, увы, не найдут отклика: любовь Татьяны не взаимна — Евгений в ответ на письмо холодно «проповедует» девушке вести себя впредь осторожнее, а вырвавшееся из глубины сердца признание Базарова будет встречено лишь испугом со стороны Одинцовой и приведет к отказу во взаимности.
В обоих произведениях любовь играет важную роль в раскрытии авторского замысла. А.С. Пушкин, как и И.С. Тургенев в основу романов кладут именно любовные коллизии, помогая читателям глубже понять внутренний мир героев, то, на что они способны в своих искренних проявлениях. Так, Ларина готова нарушить принятые обществом начала 19 века нормы морали ради счастья быть любимой, а Базаров вопреки своим убеждениям идет на поводу чувства, которое рушит его теорию, в корне меняет мировоззрение героя. Тем самым писатели-классики подчеркивают непререкаемую силу любви, которая является одной из важнейших ценностных категорий.  

Итого: 2 (2) 4 (4) 2 (2) = 8 (8)

ДОРОЖНАЯ ЭЛЕГИЯ

Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Знакома до срока
Дорожная мука.

И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время
Все дальше, все глуше.

Лесная сорока
Одна мне подруга.
Дорога, дорога,
Разлука, разлука.

Устало в пыли
Я влачусь, как острожник.
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник.

И страшно немного
Без света, без друга,
Дорога, дорога,
Разлука, разлука…
                         1970
Николай Рубцов

7 Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

8 К какому приему прибегает поэт в строке: «Приуныл подорожник»?

9 Каким размером написано стихотворение?

7. пейзаж 
8. олицетворение  
9. амфибрахий 

10. Какую тему затрагивает Н. Рубцов в стихотворении?

В стихотворении «Дорожная элегия», написанном за год до гибели поэта, Николай Рубцов затрагивает тему жизни и смерти.
Лирический герой идет по дороге, которая становится символом последнего пути человека, оставляя позади «и отчее племя, и близкие души, и лучшее время». Субъект речи ощущает мучительное одиночество, ему осталась только «дорожная мука». Образ пути не предвещает ничего кроме усталости и уныния. Лейтмотивом становятся слова о неизбежности расставания: с помощью рефрена «разлука, разлука» автор подчеркивает, что лирический герой не хочет прощаться с миром живых. Сравнение «как острожник» усиливает нежелание лирического героя идти дальше. Ему «страшно», ведь он осознает, что в загробном мире не будет ни «света», ни друга.

Итого: 2 (2) 2 (2) 2 (2) = 6 (6)

11. Кто из русских поэтов обращался к образу дороги в своем творчестве и в чем эти произведения созвучны или различны с данным стихотворением?

Образ дороги встречается во многих стихотворениях русской литературы, в том числе в «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова, «Приморском сонете» А.А. Ахматовой и «Придорожной элегии» Н.М. Рубцова.
В «Приморском сонете» данный образ становится символом последнего пути, который проходит человек перед смертью:
И кажется такой нетрудной
Дорога не скажу куда…

Подобное значение она приобретает и в стихотворении Николая Рубцова «Дорожная элегия», где лирический герой прощается с миром живых и со всем, что ему в нем дорого:
И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время.
Образ дороги, как в стихотворении «Дорожная элегия», приобретает философское звучание и символизирует жизненный путь человека.
Различаются стихотворения отношением лирических героев к смерти. Дорога, ведущая в мир иной, совсем не страшит лирическую героиню Ахматовой, ведь она, согласно авторскому пониманию, естественный и закономерный итог хрупкой жизни человека. Более того субъект речи даже сравнивает этот путь с дорогой в «чаще изумрудной» у «царскосельского пруда» — там, где ей всегда было хорошо. А лирический герой стихотворения Рубцова устал, страшится приближающейся смерти. Эти чувства он определяет еще в первой строфе как «дорожную муку». 

Итого: 2 (2) 4 (4) 2 (2) = 8 (8)

Часть 2

12.2 Какую роль в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина играет аллегория (на примере 3 произведений)?

Аллегория является средством создания комического, которое используют писатели-сатирики, чтобы в завуалированной форме высмеять людские пороки. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин с своих сказках «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и «Медведь на воеводстве» на примере конкретных образов героев показывает недостатки целых классов людей.
В «Премудром пискаре» писатель с помощью аллегории сравнивает пустое и бессмысленное существование рыбы с бесплодностью идей интеллигенции XIX века. Главный герой произведения — трус: всю свою жизнь он «дрожал», боялся смерти и потому ради безопасности не выходил из своего «убежища» днем. Однако, как оказалось, даже излишняя осторожность не спасла пискаря от гибели. Сатирик неслучайно не раскрывает, как же умер его герой: от старости или его съела хищная рыба, — тем самым писатель показывает, что читателя не должна интересовать судьба того, кто прожил столь скучную жизнь, не оставил после себя никакого следа.
Безусловно, не только интеллигенция находилась под пристальным вниманием прозаика. Правящие круги тоже подверглись его насмешке. В аллегорическом образе «дикого помещика» из одноименной сказки автор воплощает такие пороки, как глупость (причем глупым героя называют не единожды), неприспособленность к жизни. В основу сюжета легла история о человеке, пожелавшем, чтобы все его крестьяне исчезли. Посредством гротеска писатель показывает, что без мужиков герой «одичал», стал похожим на зверя и уже не мог самостоятельно вернуться к прежнему облику: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные». Автор подчеркивает «животную» сущность помещика, отсутствие у него духовного начала.
Аллегория стала одним из основных авторских средств в сказке «Медведь на воеводстве». В произведении главными являются две темы – формы правления и отношения народа и власти. На примере Топтыгиных Салтыков-Щедрин показывает, насколько ущербна система власти: кровожадность первого, услужливость второго и бездействие третьего медведей-правителей выводят читателей на понимание важнейших пороков современной писателю-сатирику действительности. Показателен с точки зрения авторского замысла финальный эпизод сказки: третий медведь после получения чина полковника так бы и продвигался далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики. Терпение народа, как показывает Салтыков-Щедрин, не безгранично.
Итак, безусловно, аллегория занимает важное место в арсенале художественных средств, которыми пользовался писатель-сатирик. Именно она помогает Салтыкову-Щедрину раскрыть вечные проблемы, показать масштабность пороков, которые объединяют целые классы людей.

Итого: 3 (3) 3 (3) 3 (3) 3 (3) 3 (3) 1 (1) 1 (1) 1 (1) = 18 (18)

КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ КОФИДИКАТОРА

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

Можно ли смотреть экранизации произведений вместо чтения?
Можно ли читать краткое содержание вместо самих произведений?
Краткое содержание произведений и экранизация никогда не заменят самой литературы, чтения произведений. Лучше художественного текста нет ничего, потому наш вам совет читайте.
Если до ЕГЭ остается совсем мало времени и вы понимаете, что не успеете прочитать все произведения, постарайтесь освоить какие успеете в полнотекстовом варианте, а оставшиеся — в кратком содержании (в ситуации сжатых сроков подготовки этот путь неизбежен). Закрепляйте краткое содержание просмотром экранизаций. Это лучше, чем ничего. 

Какие стихи (или цитаты из них) надо выучить?
Есть ли перечень стихотворений для заучивания? 

В 11 задании примерно 10 основных и 60 дополнительных тем, по которым могут быть сформулированы вопросы на ЕГЭ. К каждой теме надо подобрать по 2 стихотворения, из которых достаточно выучить по 2-4 строчки, раскрывающие эту тему. «Таблица с цитатами из стихотворений» по 70 темам — закажите у нас.

Обязательно ли приводить цитаты в 6, 11 заданиях?
Нужно ли дословно учить цитаты к прозе или можно пересказать своими словам?и?

Согласно критериям, необходимо аргументировать ответ с опорой на текст: в первую очередь, имеются в виду прямые цитаты (это касается как поэзии, так и прозы). Однако критерии допускают «анализ важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.» — это свидетельствует о возможности отсылки к указанному, но через их анализ. Таким образом, вы, как минимум, можете проанализировать (а не пересказать) эпизоды и значимые образы в тексте, и, как максимум, должны стремиться к цитированию. При этом помните, что лирику придется цитировать — ее своими словами изложить невозможно. Да и сочинение по анализу стихотворения без опоры на цитаты выглядит сухо.

Задания 6 и 11 рассчитаны только на поиск сходства?
Бывают ли вопросы на определение различий?

Вопросы на определение различий встречаются. Вопрос может быть 4-х видов:

  • 1) в чем сходство / каковы общие черты
  • 2) в чем разница / различие / чем не похожи
  • 3) в чем сходство И разница (вы должны найти и то и другое)
  • 4) в чем сходство ИЛИ разница (при такой формулировке вопроса вы выбираете что-то одно: сопоставляете только на основе близости или только на основе разницы).

Обязательно ли находить различие в стихотворениях,
если в вопросе звучит «в чем сходство» (задание 11)?

Все зависит от формулировки вопроса. Если в вопросе стоит «в чем сходство», то ищем только сходство. Если «сходство и различие», то и то и другое. Вы можете обратить внимание на различия при формулировке «в чем сходство», если эти различия очевидны (но в основе рассуждения все же должны лежать 2 критерия сходства). Если же разница неочевидная, то не тратьте время на то, что не оценят.

Могу ли я привести для сопоставления стихотворение поэта из нашего края / города / села / хутора / поселка (местного автора)?

Если произведения данного поэта публикуются в изданиях, включаются для изучения в школе как региональный компонент (изучение творчества писателей того или иного региона, края), то можно. Если его произведения печатаются только как самиздат, то не стоит. То же касается и стихотворений с мало известных или авторских сайтов — пабликов современной поэзии.

Можно ли приводить на сопоставление произведения из современной литературы?

Вы можете приводить произведения из любого периода развития русской или зарубежной литературы, если это позволяет вопрос. Обычно указывают из какой литературы надо привести пример — русской или зарубежной. Периоды редко конкретизируют. Например, «кто из известных вам писателей-классиков …» или «кто из предшественников обращался к …»/»кто продолжал традиции / кто из последователей обращался к …» — тогда вы пишете про предшественников или последователей — тут важно ориентироваться в истории развития литературы.

Что делать, если при цитировании строка заканчивается запятой — поставить запятую и закрыть кавычки? А если не поставить, посчитают ли это фактической ошибкой?

Фактическая ошибка и правила оформления цитирования — разные вещи. В данном случае вам следует поставить многоточие и закрыть кавычки. Фактической ошибкой могут посчитать то, если в названии стоит восклицательный знак, а вы его не ставите («Silentium!», «Лиличка!»).

Нужно ли одиночные слова из произведения брать в кавычки?

Зависит от того, какие слова вы приводите. Если это лексемы специфичные, отражающие стилистику, например, речи героя, то берите в кавычки. Лука в «На дне» М. Горького говорит: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают». Если вы напишете, что герой уважает жуликов, то брать в кавычки слова «жуликов», «уважает» не стоит. А если укажете, что он говорит про блох, каждая из которых «не плоха» (то последнее слово лучше взять в кавычки). Названия предметов, вещей обычно не берут в кавычки (например, Беликов из рассказа Чехова «Человек в футляре» всегда ходил с зонтом, в калошах — предметы не закавычиваем). 

За пунктуационные и орфографические ошибки снижаются ли баллы?

Эти позиции проверяются по отдельным критериям. С 2022 года эксперты оценивают орфографию, пунктуацию и грамматику в 12 задании. Помните, что во всех заданиях оценивают речевые и логические ошибки.

Обязательно ли писать в бланк ответа заданий «лексический повтор» или «риторический вопрос» полностью? Что делать, если не хватает клеточек в бланке?

В компьютере закладывают несколько вариантов ответов. В случае с «лексическим повтором» можно написать «повтор», так как смысл ответа не будет потерян или искажён, а вот в случае с «риторическим вопросом» обязательно писать полностью словосочетание, так как ответ «риторический вопрос» и «вопрос» — разные термины. Помните, что в бланк ответ пишется без пробелов и дефиса: «риторическийвопрос», «лироэпос», «лироэпический». 

Могут ли изменить критерии прям перед ЕГЭ?

За все время существования ЕГЭ по литературе такого не было. Сначала на сайте ФИПИ публикуют Проект демо-версии (КИМ — контрольно-измерительный вариант). Раньше материалы могли корректировать вплоть до марта. Последние 3 года их утверждают октябрем-ноябрем. После утверждения изменения в них не вносят.

Слышал, что на экзамене может попасться стихотворение Пушкина или Лермонтова, которое не обозначено в Кодификаторе. Это правда?

Да. Этот вопрос я задавала С.А. Зинину (ответственный за ЕГЭ по литературе в нашей стране) на семинаре в Москве — почему так? Ответ был следующий: эти стихотворения входят в школьную программу, потому их и дали. Потому все лирические произведения, которые входят в школьную программу, но не указаны в кодификаторе ЕГЭ по литературе, могут быть включены в КИМ (обратите внимание, что с 2022 года в 1 часть может быть включено стихотворение как русских, так и зарубежных поэтов)

Снизят ли балл за задание 5 при проверке, если ответ состоит из трех предложений?

Нет, объем в заданиях 5,6,10,11 – 5-10 предложений – рекомендуемый. Снизить балл могут только исходя из критериев к этим видам заданий. А критерия, оценивающего объем, не существует.

Цитирование в 12 задании должно быть дословным? Мне необходимо выучить наизусть отрывки из произведений?

В 12 задании цитирование – один из критериев проверки ответа. Существуют разные виды цитирования: прямое (1-2 предложения, дословно процитированные вами в кавычках), точечное или микроцитирование (слово/словосочетание, взятое в кавычки), в форме чужой речи (краткий пересказ сути цитируемого своими словами с отсылкой к адресату высказывания – без кавычек!), отсылка к эпизодам (краткий пересказ или упоминание о событиях – без кавычек).

В 6 и 11 заданиях мне необходимо приводить примеры для сопоставления из разных веков?

Нет, вы вправе привести примеры хоть из одного века, хоть из разных. Главное, чтобы оба приводимые вами произведения не были одного автора и сопоставляются в направлении вопроса. 

Какие желательно покупать пособия для подготовки?

Сегодня предлагают достаточно много методических пособий по подготовке к ЕГЭ. В этом «море» источников могу со спокойной совестью рекомендовать только издания ФИПИ под авторством Зинина С.А. и Новиковой Л.В. – разработчиков ЕГЭ по литературе. Они, как никто другой, ориентируются в системе ЕГЭ и дают толковые рекомендации.
При этом отмечу, что универсального издания, идеально освещающего все разделы ЕГЭ, я, к сожалению, до сих пор не встречала.

Нужно ли учить стихотворения, если да, то какие?

У каждого своя методика подготовки к ЕГЭ. Я со своей стороны предлагаю не учить все стихотворения. Достаточно определить круг типичных тем, поднимаемых авторами в стихотворениях, и составить примерные ответы по ним (тезисно, либо полностью готовые). И в итоге придется заучить только от двух до четырех строк из подобранных вами стихотворений. Можем предложить вам уже готовые таблицы цитат (заказать).

Обязательно ли писать в прямой последовательности ответы на задания?

Нет, вы можете отвечать на вопросы в той последовательности, в какой вам удобно.

Нужно ли переписывать вопрос в бланк ответа?

Нет. Достаточно поставить номер вопроса. Однако если вам придется подавать на апелляцию, то эксперту, к кому вы обратитесь за предварительной оценкой вашей работы, понадобятся точно сформулированные вопросы. Потому рекомендую переписать и вопросы.

Могу ли я упоминать другие произведения в задании 12?

Да, можете, если это связано с вопросом задания 12 или помогает более глубоко раскрыть один из тезисов вашей работы. Только не увлекайтесь анализом приводимого вами другого произведения, так как это может увести вас от заданного вопроса.

Сколько терминов нужно использовать в 12 задании?

В критериях обозначено: использование вами терминов для анализа в двух случаях или использование терминов (т.е. их упоминание). Совет: старайтесь распределить термины по всему ответу на 12 задание и как минимум в трех местах использовать литературоведческие понятия для анализа текста.

Если в работе есть речевой недочет, он приводит к снижению балла?

Один речевой недочет не приведет к снижению балла, два недочета приравниваются к одной речевой ошибке.

Можно ли приводить в качестве сопоставления к 11 заданию лиро-эпические произведения?

Можно. С 2021 года позволили сопоставлять стихотворения с произведением любого рода, если это позволяет вопрос (например: при формулировке «в каких еще произведениях встречается…» или «кто из авторов еще…»? то можно брать любой текст, а если формулировка «кто еще из поэтов…» или «какие примеры в отечественной поэзии«, то можно брать только лирику или лироэпос)

Могу ли я привести в качестве сопоставления два-три произведения?

Зачем? У вас задача сопоставить с 1 произведением. 

Существует ли «универсальная» техника анализа стихотворения?

Стихотворение можно анализировать разными способами, о чем написано огромное число исследований (это, как я понимаю, и становится главной проблемой учащихся). Существует определенный алгоритм работы с лирическим текстом, который я предлагаю в рамках подготовки к ЕГЭ. Одним ответом на вопрос его не изложишь, эта техника освещается мной в видео-консультациях Продвинутого уровня (Видео 4. Методика анализа лирического стихотворения (задание 10). Освоив эту технику, вы сможете справиться с анализом любого предложенного вам на экзамене стихотворения.

ОТЗЫВЫ